Дочитала книгу, и нахлынула на меня какая-то необъяснимая тоска. Ведь фильм я посмотрела гораздо раньше. Надо признаться, книга стоит 10 таких фильмов, хоть кино и прекрасное. Я в том смысле, что не отражает фильм всего, что изложено на страницах, ни эмоционально, ни событийно (хотя оно, конечно, и невозможно). Я в конце столько раз плакала, а когда дочитала последнюю страницу, впала в ступор.
У меня создалось такое ощущение безысходности, ведь все мысли и переживания Скарлетт я пропускала через себя.
И вот тот самый главный вопрос, который меня мучает, вопрос, на который никто не может одназначно ответить уже 70 лет: что же дальше? вернет ли Скарлетт своего любимого?
Одна моя половина (оптимистическая, а оттого не всегда объективная) говорит - да, вернет. Другая, реалистическая половина говорит - нет. Ни одну из сторон пока принять не могу, ибо окончательно запуталась. Хотелось бы услышать ваше мнение.читать дальше
Доводы в пользу "Да, она его вернет":
1. В одной статье про Митчелл была приведена цитата с ее же слов, в которой говорилось, что Скарлетт скорее всего вернет Ретта. А кому как не Митчелл знать, ведь частично образ Скарлетт писался с нее самой. И никто лучше нее не ответил бы на этот вопрос.
Другое дело, почему она не написала хэппи-энд? Во-первых, потому что в жизни не бывает хэппи-эндов (так же как и не бывает ничего абсолютного ), даже если бы герои остались вместе - это бы еще не значило, что их ждет легкая и счастливая жизнь. У них вообще практически не было счастливой жизни, как и у Митчелл, наверное. Во-вторых, я слышала про какой-то внутренний комплекс/страх Пегги, которая говорила, что не может написать счастливый конец, ей почему-то кажется, что в последний момент герой бросит героиню...
2. Целью Митчелл, как мне кажется, не было морализаторство, то есть она вовсе не пыталась сказать: "Вот, посмотрите, что случается с людьми, которые не ценят/не понимают - в результате лишаются самого дорогого", она вовсе не пытается наказать Скарлетт. Потому что, если бы это было ее целью, она бы поставила точку после последней фразы Ретта ("Frankly, my dear..."). Тогда бы было однозначно ясно, что Ретт не вернется. Но она заканчивает роман словами надежды.
3. На протяжении книги Митчелл неоднакратно сравнивает Скарлетт с Атлантой, да и вообще со всем Югом. В Скарлетт Юг отразился больше не внешне, как в Мелани, а внутренне - то есть несокрушимый дух, упорство (вспомните, как даже подростки и старики отправились защищать свой край, не смотря на то, что война была практически проиграна) и т.д. И последние слова вселяют некоторую надежду ("И, сильная духом своего народа, не приемлющего поражения, даже когда оно очевидно, Скарлетт подняла голову.") То есть это, по сути, метафора. Вспомните, как пала Атланта, и как постепенно, даже не смотря на поражение в войне, янки начали отступать. То есть надежа всегда есть. Другое дело, что и Скарлетт, да и сам Юг уже никогда не будут прежними.
4. В последнем разговоре Ретт говорит, что все что у него осталось от любви к Скарлетт - это "жалость и какая-то странная доброта". Которые, по словам Ретта, являются самыми ненавистными чувствами для Скарлетт. Но при этом, эта жалость и доброта, вопреки мнению Скарлетт, вовсе не сопровождаются презрением. Он скорее всего понимает, каково ей, и сочувствует искренне, и то же делает отчасти и Скарлетт: "Внезапно ей стало жалко его, так жалко, что она почти забыла и о собственном горе, и о страхе, рожденном его словами. Впервые в жизни ей было жалко кого-то, к кому она не чувствовала презрения...". Когда он рассказывает о том, как он любил ее, в голосе его по-прежнему проскакивают нотки страсти, во взгляде его проглядывает восхищение, когда он слышит последние слова Мелани ("Будьте добрее к капитану Батлеру, ведь он так любит вас..."), он явно испытывает какие-то чувства (закрывает глаза руками, вскакивает с кресла), его все еще трогают воспоминания о прошлом. То есть нельзя однозначно говорить о том, что не любит, он явно не равнодушен к Скарлетт, а это уже немало.
5. Когда Ретт говорит, что его любовь "износилась", так же как и любовь Скарлетт к Эшли, здесь есть некоторое смысловое противоречие, имхо. Скарлетт никогда не любила Эшли по-настоящему (о чем она ему и заявляет), скорее это была навязячивая влюбленность, без которой Скарлетт не могла жить - потому что это было смыслом ее жизни, то, за что она цеплялась, чтобы заставлять себя идти дальше. Она сама придумала себе этот смысл жизни, и подсознательно отказывалась проанализировать свои настоящие чувства (самовнушение свойственнло многим женщинам). Анализ ей был вообще не свойственен. И за это ее винить нельзя, так же как и винить несчастного Эшли. Он неоднакратно давал ей понять, что не любит ее, даже говорил прямым текстом. Но она не слушала. Другое дело Ретт, которому не надо было выживать, у которого был несомненно более богатый опыт по части отношений с женщинами, он всегда мог проанализировать ситуацию, и уж конечно знал Скарлетт и "читал в ней как в книге". Так что здесь со стороны Ретта к Скарлетт - чувство настоящее, а со стороны Скарлетт к Эшли - вдолбленное в голову, внушенное. Отсюда, логически следует, что все-таки любовь не может просто вот так взять и иссякнуть. Она может принять другую форму, но уж точно не иссякнуть.
6. Ретт принимает решение уехать от Скарлетт как только та вернется из Мариетты. Он знает, что Мелани умирает, и как человеку, свойственному к анализу и глядящему в будущее, ему приходит в голову мысль о том, что после смерти Мелани Скарлетт получит Эшли и скорее всего бросит его (тогда он еще, конечно, не знает, что Скарлетт "прозреет"). Поэтому принимает решение первым покинуть ее. Очень типичный, кстати, для него поступок. Он просто видит, какое будущее его ждет, и его оно пугает. И что ему, менять теперь свое решение, даже когда Скарлетт прибежала к нему со своими чувствами? Я бы лично на его месте поступила также. Человек уже принял решение, а раз принял, назад дороги нет. Потом, возможно он вернется, но сейчас он просто не может не уйти.
7. Признание Скарлетт в любви он скорее всего вряд ли воспринимает всерьез в тот момент, то есть он ей верит, но даже поверив, не может представить свое будущее рядом с ней, зная, что та будет заботиться о ребенке Эшли "как о своем собственном", а также о самом Эшли ("Везде этот Эшли!")... то есть, оставшись со Скарлетт он навсегда обрекает себя на жизни рядом с Эшли и его ребенком - и призраки прошлого всегда будут не давать ему покоя (я себе такую жизнь не представляю). В этом смысле я очень хорошо понимаю Ретта, который, может даже по-прежнему и любит Скарлетт, но не хочет "в третий раз рисковать своим сердцем" и который боится "за свой душевный покой"... Потому что знает, что еще одного разочарования ему не вынести.
8. Последние слова Ретта, которые "добили" меня окончательно - это метафора с разбитой вещью ("...Что разбито, то разбито. И уж лучше я буду вспоминать о том, как это выглядело, когда было целым, чем склею, а потом до конца жизни буду лицезреть трещины"). Вот после этих слов я уже рыдала как крокодил Понимаете, метафора ведь очень верная, и в ней столько горькой правды, что уже после прочтения этих слов, думаешь - все, это конец. С другой стороны, их жизнь, если подумать, никогда и не была цельной вещью, изначательно это была вещь с отколотым краем, которая постепенно пошла трещинами. По-другому и быть не могло, вот почему Митчелл начала писать роман с последней главы. Она знала, чем все закончится. А, поскольку, вещь никогда и не была целой, значит и рассыпавшись оконательно, ее можно собрать по кусочкам. Ведь Ретт пытался делать это и раньше - он пытался не дать вещи рассыпаться.
9. Говоря про то, что "...мне не так мало лет, чтобы верить сентиментальному суждению, будто жизнь - как аспидная доска: с нее можно все стереть и начать сначала." Ретт опять-таки немного противоречит себе, т.к. немного выше он утверждает, что "Вот такой я стал сентиментальный", говоря о своих планах поехать в древние края.
10. И, вообще, они созданы друг для друга. Скарлетт - это идеальное сочетание мужчины и женщины, как и сам Ретт (если вдуматься - что-то вроде Маргарет Митчелл в мужском обличие), в котором чуткость и понимание дополняют Скарлетт, а Скарлетт в свою очередь дополняет его своей наивностью, своей импульсивностью и детским мировосприятием. Не смотря ни на что, они - идеальная пара. И даже покинув Скарлетт навсегда, Ретт бы уже никогда не нашел вторую такую. А этот человек явно ищет гармонии в жизни, жаль что разуверился в том, что со Скарлетт она возможна. Но шанс у них все же есть.
Доводы в пользу "Не вернет":
1. К концу книги Ретт меняется, меняется сильно: "Пьянство и разврат сотворили свое: его некогда очерченный профиль уже не напоминал профиля молодого языческого вождя на новой золотой монете, - это был профиль усталого опустившегося Цезаря, выбятый на медяшке, стертый от долгого хождения". То есть, если из этого высказывания сделать вывод, что Ретт закончился как полный сил человек - то это лишь значит, что и возвращать Скарлетт уже нечего. Я прочитала где-то такую вот точку зрения, и она меня заинтересовала. А что, если и правда, нечего возвращать?
2. Вивьен Ли, которая так прекрасно сыграла нашу Скарлетт, явно хорошо прочувствовала персонаж. Вот ее точка зрения: "Скарлетт не вернет его. Но она скорее всего станет лучше".
3. Где-то я также вычитала мысль о том, что речь Уилла Бентина на похоронах отца Скарлетт является чем-то вроде подсказки к разгадке этого вопроса. После смерти Эллин, Джералд лишился рассудка, она была для него стержнем, лишившись этого стержня он продолжал жить, но уже толком и не жил, а существовал, и что лучше уж умереть сразу, чем так жить. И тут же проходит параллель с Реттом - в Бонни он нашел смысл жизни. А после ее смерти чуть не сошел с ума, ведь "с ней вместе ушло все". К тому же Мамушка сказала Мелани, что, мол, Ретт этого не переживет, в отличие от Скарлетт, которая уже через многое прошла и не сломалась. Так что вполне возможно, что Ретт больше никогда не найдет в Скарлетт свой смысл жизни, скорее всего он ее разлюбил еще когда Бони была жива. О чем он ей и сказал перед уходом.
4. Сам Ретт никогда не вернется к Скарлетт - это просто 100%. Но она сможет его вернуть, если сможет измениться (стать добрее, мудрее и т.д.) Вопрос: а изменится ли она? Возможно, она станет немного лучше, а возможно и не станет. Ведь на момент их расставания ей уже 28 (для тех времен возраст, мягко говоря, не юный). А она только сейчас осознала и поняла, что любит (для этого ей потребовалось 12 лет, а ему один день). Не поздновато ли?
В начале книги она, допустим, была еще слишком молодая, и у нее было время, чтобы поумнеть. Но духовно в своем развитии она все-таки в какой-то момент остановилась. Ретт же, будучи умнее и проницательнее, приобрел мудрость с возрастом. В случае Скарлетт этого не произошло. И вполне вероятно, что с ней этого и не случиться. Вот тогда она Ретта уже точно не вернет.
Кстати, в его словах мелькнуло что-то вроде надежды на то, что Скарлетт когда-нибудь станет другой. И он даже вроде как готов ждать ее, но до конца не верит в это: "Скарлетт, когда вам будет сорок пять, возможно, вы поймете, о чем я говорю... Но я сомневаюсь... Во всяком случае ждать пока это случиться я не могу". А потом еще в самом конце: "- Ну, вы поняли, что я хотел сказать? - спросил он, поднимаясь. - Нет!- выкрикнула она. - Я знаю только, что вы меня разлюбили и что вы уезжаете! Ах, мой дорогой, если вы уедете, что же я буду делать?" (верна себе в своем эгоизме до самого конца).
________________________________________
Вот так-то.
Сори, что так много понаписала
Вот дописала, и думаю все же, она его вернет Или у меня просто настроение хорошее?
Открытый конец книги - версии
Дочитала книгу, и нахлынула на меня какая-то необъяснимая тоска. Ведь фильм я посмотрела гораздо раньше. Надо признаться, книга стоит 10 таких фильмов, хоть кино и прекрасное. Я в том смысле, что не отражает фильм всего, что изложено на страницах, ни эмоционально, ни событийно (хотя оно, конечно, и невозможно). Я в конце столько раз плакала, а когда дочитала последнюю страницу, впала в ступор.
У меня создалось такое ощущение безысходности, ведь все мысли и переживания Скарлетт я пропускала через себя.
И вот тот самый главный вопрос, который меня мучает, вопрос, на который никто не может одназначно ответить уже 70 лет: что же дальше? вернет ли Скарлетт своего любимого?
Одна моя половина (оптимистическая, а оттого не всегда объективная) говорит - да, вернет. Другая, реалистическая половина говорит - нет. Ни одну из сторон пока принять не могу, ибо окончательно запуталась. Хотелось бы услышать ваше мнение.читать дальше
У меня создалось такое ощущение безысходности, ведь все мысли и переживания Скарлетт я пропускала через себя.
И вот тот самый главный вопрос, который меня мучает, вопрос, на который никто не может одназначно ответить уже 70 лет: что же дальше? вернет ли Скарлетт своего любимого?
Одна моя половина (оптимистическая, а оттого не всегда объективная) говорит - да, вернет. Другая, реалистическая половина говорит - нет. Ни одну из сторон пока принять не могу, ибо окончательно запуталась. Хотелось бы услышать ваше мнение.читать дальше